Изразец рельефный полихромный. Мастера - Степан Иванов (Полубес), Игнат Максимов.
Происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. Россия, Москва. 1674-1675
Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг
В Измайлове и сегодня изразцы украшают некоторые здания. Среди них - Покровский собор, построенный во второй половине XVII века, его я показывала в посте про Измайлово. Изразцы также оживляют фасад Мостовой башни, строительство которой пришлось на 1671–1679 годы
Несмотря на попытки в двадцатых годах прошлого века приспособить здание к нуждам нового времени, да так, что второй и третий яруса превратили в жилые помещения, а на первом был продовольственный магазин, изразцы по-прежнему являются частью декора башни
Состояние явно требует реставрации, и это неудивительно, ведь последние подобные работы проводились в восьмидесятые годы прошлого века
Сейчас бывшая Мостовая башня находится в ведении Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника и выставка, с которой я показываю вам фотографии изразцов, проходила именно в этом здании.
К восьмидесятым годам XVII века в Москве были созданы мастерские, способные изготавливать разнообразные формы ценинных изразцов. Это были прямоугольные и шестигранные изразцы, кроме того, появились изразцы без рамок, рисунок которых мог переходить с одной плитки на другую
Декоративные мотивы, которые использовались в изразцовом производстве, часто очень сходны с орнаментами, которые встречаются в западно-европейских книгах, гравюрах, в живописных произведениях (рог изобилия, листья аканта, гирлянды из плодов)
Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного, что на Арбате
Россия, Москва. 1680-е
Глина красная, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг
Изразец рельефный полихромный из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного, что на Арбате
Россия, Москва. Начало 1680-х
Изразцы рельефные полихромные.
Происходят из церкви Архидиакона Стефана за Яузой. Россия, Москва. 1701
В XVIII веке использование изразцов для украшения фасадов постепенно теряет популярность, керамику используют, в основном, во внутренних помещениях для облицовки печей
Печь изразцовая
Происходит из Новодевичьего монастыря. Россия, Москва. 1680-е
Изразцы печные рельефные полихромные. Часть изразцовой композиции
Россия, Вологда. Начало XVIII века
Глина красная, глазури цветные; формовка, роспись, обжиг
В это время меняются и сами изразцы, и повлиял на это Петр I. Он ввел моду на облицовку печей плитками с росписью синей или коричневой краской по белому фону. Сначала их привозили из Голландии, а в 1709 году Петр прислал в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь двух пленных шведов, повелев организовать производство изразцов "шведским манером", то есть гладких расписных
Изразцы печные гладкие расписные
Россия, Москва.Середина XVIII века
Глина красная, эмали цветные; роспись, обжиг
Однако русские мастера, заимствовав иноземную технику, не до конца отошли от традиций своего искусства. Начав с подражания голландским образцам, они затем стали применять традиционную русскую манеру рисунка и столь любимую в нашей стране полихромию
Изразец печной гладкий расписной
Россия, Москва. Конец XVIII - начало XIX века
Глина, эмали цветные; роспись, обжиг
Изразцы печные гладкие расписные
Россия, Москва. Конец XVIII века
В девятнадцатом веке сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными подписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью